Летающая лаборатория Boom XB-1
В отдаленном будущем ВВС США планируют принять в эксплуатацию перспективный сверхзвуковой самолет специального назначения. В соответствии с заключенными контрактами, его разработают компании Boom Supersonic и Northrop Grumman. Предполагается, что это будет модификация пассажирского лайнера Boom Overture, анонсированного в недавнем прошлом.
Планы и контракты
На протяжении нескольких последних лет американская компания Boom Supersonic занимается разработкой перспективных сверхзвуковых самолетов для использования в гражданской сфере. Она уже представила несколько проектов разного рода и даже сумела привлечь потенциальных заказчиков. Так, сообщается о наличии предварительных договоренностей на несколько десятков пассажирских самолетов Overture.
В 2019-20 гг. компании удалось заинтересовать ВВС США и получить два контракта по линии «инноваций в малом бизнесе». В соответствии с этими документами, компания получила финансовую помощь от Пентагона. Она предназначается для проведения исследовательских и конструкторских работ, результаты которых могут представлять интерес для ВВС.
В октябре 2020 г. Boom Supersonir провела онлайн-презентацию своего первого самолета под названием XB-1. Это летающая лаборатория, созданная для отработки ключевых решений и технологий, которые затем будут использованы при разработке полноценных лайнеров. Летные испытания XB-1 планировалось провести в ближайшие годы.
Самолет Overture в гражданском исполнении
В январе 2022 г. компания-разработчик получила новую помощь от ВВС. В рамках программы AFWERX ей выдан трехлетний контракт стоимостью 60 млн долл. Эти деньги позволят ускорить текущие исследования и быстрее перейти к следующей стадии разработки. Соответственно, Пентагон быстрее сможет получить желаемый самолет специального назначения.
В рамках сотрудничества
Недавно были приняты новые меры, направленные на ускорение работ и получение требуемого результата. Boom Supersonic смогла заручиться поддержкой компании Northrop Grumman Aeronautics Systems. Соглашение о сотрудничестве было подписано 19 июля в рамках международного авиасалона в Фарнборо.
Подробности начатого сотрудничества пока не уточняются. При этом представители компаний отмечают, что оно позволит объединить многообещающую сверхзвуковую платформу от Boom Supersonic и большой опыт в оборонной сфере, имеющийся у Northrop Grumman.
Также раскрыты возможные области применения перспективного самолета. Его предлагают использовать для перевозки личного состава и грузов, для управления силами и войсками или в целях наблюдения и разведки. Во всех случаях большое значение будет иметь сверхзвуковая скорость полета – она позволит сократить время реагирования и оптимизировать продолжительность миссии.
Самолет будущего
Для гражданских и военных заказчиков компания Boom Supersonic разрабатывает лайнер Overture. О разработке этого самолета впервые рассказали несколько лет назад, и в дальнейшем неоднократно раскрывали новую информацию о нем. Кроме того, публиковались изображения лайнера в гражданском и специальном исполнении.
Специальная модификация для ВВС
Проект Overture предусматривает строительство сверхзвукового самолета нормальной аэродинамической схемы. Используется удлиненный фюзеляж с заостренным носовым обтекателем. Он отличается увеличенной высотой, что позволило разместить кабину экипажа выше отсека для пассажиров. При этом кабина не имеет выраженного фонаря: наблюдение за передней полусферой будет осуществляться при помощи видеокамер. Центральная часть фюзеляжа вмещает пассажирский салон и заужена с учетом т.н. правила площадей. В хвостовой части фюзеляжа помещается оперение традиционной конструкции.
Самолет предлагается оснастить стреловидным крылом. Для оптимизации аэродинамики на передней кромке имеется два излома. Задняя кромка тоже состоит из двух частей под углом друг к другу. Механизация крыла стандартная; она включает элероны и закрылки.
В ходе разработки рассматривались разные конфигурации двигательной установки и несколько вариантов ее размещения. В частности, на ранних изображениях фигурировал вариант с двумя двигателями в гондолах под крылом и одним в хвосте фюзеляжа с боковыми воздухозаборниками. Актуальный вариант проекта предусматривает наличие четырех двигателей под крылом. Гондолы находятся в центральной части каждого полукрыла.
Overture рассматривается, в первую очередь, как пассажирский самолет. В зависимости от конфигурации салона, он сможет перевозить от 65 до 80 чел. Самолет способен брать на борт грузы, однако имеются серьезные ограничения, связанные с доступными объемами кабины и грузоподъемностью.
Готовый самолет будет иметь длину ок. 61 м. Весовые характеристики не сообщаются. При помощи двигателей с расчетными параметрами он сможет развивать крейсерскую скорость 1,7 М на высоте 18,2 км. Максимальная дальность превысит 7860 км.
Согласно текущим планам, пока Boom Supersonic будет заниматься разработкой проекта. В 2024 г. компания собирается начать строительство первого опытного образца, вероятно, в коммерческой конфигурации. На 2025-й запланирован его первый полет. Еще несколько лет уйдет на испытания и доводку конструкции, и к началу следующего десятилетия заказчики смогут получить свои первые лайнеры.
Военные перспективы
Можно предполагать, что работы по гражданской и военной версиям Overture теперь будут идти параллельно. В таком случае Пентагон сможет пополнить парк своих специальных самолетов уже в конце десятилетия – одновременно с гражданскими заказчиками. Затем неопределенное время понадобится на строительство требуемой серии, освоение и организацию полноценной эксплуатации.
Возможные сроки появления новых самолетов у ВВС США понятны, но под вопросом остается их предназначение. Как сообщают компании-разработчики, Overture может решать разные задачи, за исключением непосредственно боевых. Какие из предложенных возможностей выберет Пентагон, неизвестно.
Вероятно, самолет будет использоваться в его исходной пассажирской конфигурации. Он сможет перевозить командный состав или спецподразделения, а высокая скорость сократит затраты времени на перелеты и позволит получить иные выгоды. Сейчас с этой целью используются только дозвуковые лайнеры, и полет на удаленные базы занимает немало времени.
Недавно упоминалось, что Overture в доработанном виде может стать воздушным командным пунктом или разведчиком. Действительно, существует принципиальная возможность оснащения самолета рабочими местами операторов и специальной аппаратурой. Это могут быть средства оптической или радиотехнической разведки, разнообразные локаторы и системы связи. При этом высокие летные характеристики положительно повлияют на эффективность при решении основных задач.
Очевидно, что военный вариант Overture будет решать только вспомогательные задачи. Превращение лайнера в носитель авиационных средств поражения невозможно или связано с крайне сложной и нецелесообразной перестройкой конструкции. Кроме того, ВВС США и без того располагает всеми необходимыми ударными самолетами, а также разрабатывает новые.
Повышенный интерес
В последние годы американские авиастроители вновь занялись тематикой сверхзвуковых пассажирских самолетов. Предполагается, что современный уровень развития науки и техники позволяет создать лайнеры с улучшенными характеристиками, которые будут интересны коммерческим перевозчикам. Последние уже присматриваются к предлагаемым проектам и заключают предварительные соглашения.
Кроме того, перспективной тематикой заинтересовался Пентагон. Он поддерживает исследования и разработки в этой области и, вероятно, составляет планы на будущее. Пока до конца не ясно, как именно ВВС США планируют использовать сверхзвуковые лайнеры. Однако очевидно, что они не собираются упускать из виду многообещающее направление, а также готовы поспособствовать его развитию – и получить необходимый результат.
Источник: topwar.ru